- Главная
- Информация
- Прокуратура Верхнекетского района
Прокуратура Верхнекетского района информирует
Пенсионерка из Томска потеряла около 450 000 рублей после звонка мошенников о замене счетчика за электричество
Женщина рассказала сотрудникам полиции, что ей на телефон поступил звонок с неизвестного номера, мужчина представился сотрудником Энергосбыта и предупредил о том, что томичке необходимо срочно заменить энергосчетчик на более современную модель, поскольку показания со старого устройства в скором времени перестанут учитываться при расчёте платежей, что может привести к появлению задолженности.
Злоумышленник предложил оставить заявку на обновления устройства учёта энергии, на что напуганная женщина ответила согласием. Потерпевшая назвала звонившему паспортные данные, после продиктовала код из смс-сообщения, на этом общение с мошенником завершилось и только спустя время обнаружила на своем телефоне сообщение от банка о том, что ей одобрен потребительский кредит на сумму около 450 000 рублей и отчёт о переводе средств на неизвестный банковский счёт.
УМВД России по Томской области обращается к гражданам: никогда не совершайте действия, связанные с денежными расходами с вашей стороны в пользу незнакомых или малознакомых людей и не переводите деньги на сотовый телефон или банковскую карту незнакомцам, какими бы причинами они ни объясняли сложившуюся необходимость. Будьте бдительны!
Голосовать на собраниях жильцов теперь можно через ГИС ЖКХ
Федеральным законом № 463-ФЗ от 13.12.2024 внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», позволяющие проводить голосование на общих собраниях собственников жилья через портал «Госуслуги».
Инициатором собрания может быть управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом по договору управления, собственник помещений в многоквартирном доме. Они обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения.
О проведении собрания теперь сообщается через портал ГИС ЖКХ, а также дополнительно должен быть использован еще один из вариантов уведомления:
- отправка каждому собственнику заказным письмом;
- вручение под роспись;
- размещение на досках объявлений.
Таким образом, число обязательных способов уведомления увеличилось. Когда уведомление размещено в ГИС ЖКХ, собственники при входе на портал «Госуслуг» автоматически получают уведомление о том, что в их доме состоится собрание, а также могут ознакомиться с его повесткой.
Информация считается полученной в момент входа в личный кабинет.
Далее, в установленный срок жильцы голосуют онлайн по вынесенным на повестку дня вопросам и после окончания голосования формируется итоговый протокол, который также размещается на портале.
Данные изменения позволят повысить собираемость голосов, исключить подделку подписей, а тем самым обеспечить наличие кворума и легитимность принятого решения.
Изменения вступают в силу с 01.03.2025.
Установлен запрет на розничную продажу безалкогольных энергетиков несовершеннолетним
Федеральным законом от 08.08.2024 № 304-ФЗустанавливается запрет продажи безалкогольных тонизирующих (в том числе энергетических) напитков несовершеннолетним на всей территории Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации смогут установить ограничения времени и мест продажи таких напитков.
Предусматривается, что в случае возникновения у продавца сомнения в достижении покупателем безалкогольных энергетиков совершеннолетия продавец вправе потребовать у покупателя документ, позволяющий определить его возраст.
Федеральный закон вступит в силу с 01.03.2025.
Пожароопасный сезон. Ответственность
Пожароопасный сезон – это период времени года с момента схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова, в течении которого повышается риск природных пожаров. В среднем пожароопасный сезон длится с апреля по октябрь.
В апреле-мае в основной массе происходят ландшафтные пожары – горит сухая трава, более 90 % ландшафтных пожаров возникает по вине человека. При этом ежегодно фиксируется резкий рост ландшафтных пожаров в период майских праздников.
На территории региона расположено значительное количество населенных пункта, которые подвержены угрозе ландшафтных пожаров и поселения, для которых существует угроза лесных пожаров.
В период подготовки к пожароопасному сезону органы государственной власти и их подведомственные учреждения, осуществляющие тушение пожаров, утверждают маршруты наземного и авиапатрулирования; проверяют достаточность сил и средств тушения, наличие и работоспособность специальной техники, проводят комплектование штата обученными специалистами. Лесопользователи в соответствии с планом тушения лесных пожаров обязаны укомплектовать пункты сосредоточения противопожарного инвентаря. Органы местного самоуправления проводят уборку сухой растительности, ликвидацию несанкционированных свалок, обновляют минерализованные полосы, обеспечивают территории общего пользования противопожарным инвентарем и первичными средствами тушения пожаров.
Во время пожароопасного периода запрещаются: проведение пожароопасных работ, сжигание мусора и сухой растительности, разжигание костров.
При ухудшении пожароопасной обстановки на территории региона может быть введен особый противопожарный режим, как во всем регионе, так и на территории отдельных муниципальных образований.
На период такого режима устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе запрет на посещение гражданами лесов.
За нарушение пожарной безопасности в лесах предусмотрена административная ответственность по ст. 8.32 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере на граждан от 15 тыс. руб. до 30 тыс. руб., на должностных лиц от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб., на юридических лиц от 100 тыс. до 400 тыс. руб.,
В условиях особого противопожарного режима размер санкций повышается: на граждан от 40 тыс. руб. до 50 тыс. руб., на должностных лиц от 60 тыс. руб. до 90 тыс. руб., на юридических лиц от 600 тыс. до 1 млн. руб.
Нарушение правил пожарной безопасности на территориях населенных пунктов (ст. 20.4 КоАП РФ) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 тыс. до 15 тыс. руб.; на должностных лиц - от 20 тыс. до 30 тыс. руб.; на юридических лиц - от 300 тыс. до 400 тыс. руб.
Кроме того, ч. 1 ст. 261 УК РФ за уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (разведение и оставление непотушенных костров, выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы, оставление горюче-смазочных материалов, бросание горящих спичек, окурков и т.п.), если эти деяния причинили значительный ущерб (10 тыс. руб.), предусмотрена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до четырех лет.
Кроме того, с лица, виновного в возникновении природного пожара, будет взыскан причиненный государству ущерб, а также затраты на тушение пожаров.
Изменения в Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (отдел по рассмотрению обращений и приему граждан)
30 марта 2025 года вступают в силу изменения, предусмотренные Федеральным законом от 28.12.2024 № 547-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обязывающие государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и иные организации, осуществляющие публично значимые функции, и их должностных лиц обеспечить гражданам, юридическим лицам возможность подачи обращений в форме электронных документов с использование ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и направлять указанными органами, организациями и их должностными лицами ответы на такие обращения по адресу (уникальному идентификатору) личного кабинета лица, подавшего обращения.
Так, отправить обращение теперь можно следующими способами:
- через портал «Госуслуги»;
- информационную систему или через официальный сайт органа власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», которые обеспечивают идентификацию и аутентификацию гражданина или лица, подающего обращение.
Ответ на обращение, поступившие одним из вышеуказанных способов, гражданин получает в личный кабинет информационной системы, через которое направлено обращение.
Направление обращения на адрес электронной почты государственного или муниципального органа, должностного лица Федеральным законом не предусмотрено.
Таким образом, в случае поступления обращения на электронную почту оно не подлежит регистрации и последующему рассмотрению.
Электронная почта более не используется как канал связи для приема обращений граждан, подлежащих рассмотрению в рамках Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Обращаем внимание, что особый порядок направления электронных обращений и направление ответов на такие обращения может быть предусмотрен правовыми актами органов МВД, ФСБ, СФР и ФСО.
При этом граждане не лишены права на подачу обращения в простой письменной форме (лично или почтой), а также личного приема в том или ином органе.
О защите прав предпринимателей при получении государственных и муниципальных услуг
Вопросы предоставления государственных и муниципальных услуг регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
При получении государственных и муниципальных услуг субъекты предпринимательской деятельности имеют право на их получение своевременно и в соответствии со стандартами, на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления услуг, в том числе в электронной форме, получение услуг в электронной и иной форме, а также в многофункциональном центре.
Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами. Административные регламенты предоставления услуг доводятся до заявителей посредством опубликования на официальных сайтах, размещения на информационных стендах.
Органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителей предоставления документов, информации или осуществления действий, не предусмотренных нормативными правовыми актами.
Сроки и порядок предоставления государственных или муниципальных услуг определяются административными регламентами.
В случае нарушения прав при получении государственной или муниципальной услуги (нарушение сроков, требование документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами, отказ в приёме документов, отказ в предоставлении услуги и др.) предприниматель вправе обратиться с жалобой в орган, предоставляющий государственную или муниципальную услугу, многофункциональный центр либо в органы прокуратуры.
За нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг предусмотрена административная ответственность по ст. 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
За нарушение порядка предоставления государственных и муниципальных услуг, должностные лица органов могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа, за повторное совершение правонарушений к ним может быть применено наказание в виде дисквалификации на определённый срок.
Дополнительно обращаю внимание, что срок давности привлечения к административной ответственности лиц, совершивших правонарушение, составляет 90 календарных дней, в связи с чем немаловажную роль в наказании лица играет своевременная подача обращения в территориальные органы прокуратуры.
Ответственность за несоблюдение требований антикоррупционного законодательства
Конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность должностного лица может повлиять на процесс принятия решения и нанести ущерб интересам личности, общества либо государства.
Наибольшее значение для общества имеет проблема возникновения конфликта интересов у государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» конфликт интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для себя или лиц близкого родства или свойства, а также для граждан или организаций, с которыми государственный гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
В основе коррупционного правонарушения находится конфликт интересов лиц, занимающих публичные должности в системе государственного управления и обладающих в связи с предоставленными им государством полномочиями соответствующим влиянием, которое может быть использовано ими в личных интересах, в том числе вопреки интересам государства.
Основой правового регулирования конфликта интересов в любой сфере правоотношений является установление обязанности принимать меры по недопущению возможности возникновения конфликта интересов.
Так, в соответствии со ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» государственные или муниципальные служащие обязаны принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а также обязаны уведомить в порядке, определенном работодателем в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только станет об этом известно.
В свою очередь представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у должностного лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов, путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Непринятие лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С 1 сентября 2025 года вступает в силу Федеральный закон от 03.02.2025 № 4-ФЗ «О безопасности людей на водных объектах
Настоящий закон регулирует отношения в области обеспечения безопасности людей на водных объектах и прилегающих к ним территориях, регламентирует полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления в области обеспечения безопасности людей на водных объектах.
Законом установлены требования безопасности людей на водных объектах при использовании баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, при использовании пляжей, переправ (кроме паромных переправ), на которых используются маломерные суда, использовании ледовых переправ.
Например, в целях обеспечения безопасности людей на пляжах будут осуществляться мероприятия по водолазному обследованию и очистке дна водного объекта на глубине до 2 метров в границах зоны купания, оборудованию и содержанию пляжа в течение всего периода его использования.
В целях обеспечения безопасности людей на водных объектах при использовании ледовых переправ будут разрабатываться техническая документация на ледовую переправу, режим использования ледовой переправы, регламентирующий порядок пропуска транспортных средств и перевозки пассажиров, поведение водителей и пешеходов.
Законом установлены требования к пользованию маломерными судами для обеспечения безопасности людей на водных объектах.
С 1 марта 2025 года граждане смогут устанавливать запрет на выдачу потребительских кредитов и микрозаймов
Запрет на заключение договоров потребительского займа (кредита) - мера, которую гражданин может принять, чтобы ограничить заключение указанных договоров.
Запрет может быть установлен, чтобы защититься от мошеннических действий по оформлению потребительских займов (кредитов) третьими лицами, например, путем незаконного использования персональных данных.
Заявление направляется двумя способами: через единый портал государственных и муниципальных услуг либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ).
При подаче заявления о запрете (о снятии запрета) через МФЦ квалифицированное бюро кредитных историй уведомит гражданина и МФЦ о включении соответствующих сведений в состав кредитной истории.
Уведомление, содержащее такие сведения, направляется гражданину в день включения сведений в состав кредитной истории и размещается в личном кабинете на едином портале государственных и муниципальных услуг.
Сведения о запрете (снятии запрета) будут содержаться в информационной части кредитной истории, хранящейся в квалифицированных бюро кредитных историй.
Кредитные и микрофинансовые организации до заключения договора потребительского займа (кредита) должны запросить во всех указанных бюро сведения о наличии в кредитной истории сведений о запрете (снятии запрета).
Запрет нельзя будет установить на займы, обеспеченные транспортным средством или ипотекой.
Реализовать данную меру можно с 1 марта 2025 года.
Введена уголовная ответственность за неоднократную продажу несовершеннолетним табачной и никотинсодержащей продукции, устройств для ее потребления и кальянов
Изменениями, внесёнными в декабре 2024 года в Уголовный кодекс Российской Федерации, которые вступили в силу 08.01.2025, введена уголовная ответственность за неоднократную продажу несовершеннолетним табачной и никотинсодержащей продукции, устройств для ее потребления и кальянов.
В соответствии со статьей 151.1 Уголовного кодекса РФ розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции или сырья для их производства, кальянов, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, если это деяние совершено неоднократно, - наказывается штрафом в размере от 50 тысяч до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3 до 6 месяцев либо исправительными работами на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Согласно примечанию к указанной статье розничной продажей несовершеннолетнему алкогольной продукции, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции или сырья для их производства, кальянов, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, совершенной лицом неоднократно, признается совершение перечисленных действий лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Внесены изменения в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»
Федеральным законом от 30.11.2024 № 439-ФЗ «О внесении изменений в статью 43.2 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» закреплена возможность осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (за исключением морских биоресурсов) в рамках постоянного рейда.
Росрыболовство и его территориальные органы смогут контролировать в режиме постоянного рейда, соблюдение требований в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов (кроме морских).
Инспекторам разрешено постоянно быть в пунктах контроля или перемещаться по определенной территории (акватории), чтобы предупреждать, выявлять и пресекать нарушения. В положение о госконтроле за рыболовством внесут правила о проведении постоянного рейда.
При данном режиме контролируемые лица, их представители и работники обязаны по требованию инспектора останавливаться, обеспечивать доступ к транспортным средствам и иным производственным объектам, представлять документы для ознакомления. Инспекторы также вправе проводить опрос и инструментальное обследование.
В силу требований ст. 97.1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» при осуществлении постоянного рейда могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в транспортном средстве, на ином производственном объекте или у контролируемого лица;
5) инструментальное обследование.
Изменения вступают в силу с 1 марта 2025 года.
Порядок принятия решения о регулировании численности охотничьих ресурсов
Порядок принятия решения о регулировании численности охотничьих ресурсов утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.01.2011 № 1.
Решение о регулировании численности принимается органами государственной власти (далее - уполномоченные органы):
- на особо охраняемых природных территориях федерального значения Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации;
- в охотничьих угодьях и на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Основаниями для принятия решения о регулировании численности являются:
- угроза возникновения или распространения болезней охотничьих ресурсов;
- угроза нанесения ущерба здоровью граждан охотничьими ресурсами;
- угроза нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания охотничьими ресурсами, в том числе причинение особи охотничьих ресурсов травмы, исключающей самостоятельное жизнеобеспечение указанной особи.
Предусмотрено, что при угрозе возникновения или распространения болезней охотничьих ресурсов решение о регулировании численности принимается в течение 3 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган от органов государственной власти, уполномоченных в сфере ветеринарии, в форме электронного документа или на бумажном носителе информации о проведении профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий в соответствии с законодательством о ветеринарии.
Количество особей охотничьих ресурсов, предполагаемых к добыче, определяется в отношении каждого охотничьего угодья или иной территории, являющейся средой обитания охотничьих ресурсов.
В случае если регулирование численности осуществляется в отношении нескольких охотничьих угодий или иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, к решению о регулировании численности прилагаются сведения о таких охотничьих угодьях и территориях с указанием количества особей, предполагаемых к добыче, в отношении каждого такого угодья или иной территории.
Об обязательном оснащении автомобильного транспорта, осуществляющего транспортировку древесины, техническими средствами контроля (аппаратурой спутниковой навигации)
С 1 января 2025 года вступили в силу изменения в Лесной кодекс Российской Федерации, а именно часть 7 статьи 50.4 и часть 1 статьи 96.3 ЛК РФ - об обязательном оснащении автомобильного транспорта, осуществляющего транспортировку древесины, техническими средствами контроля (аппаратурой спутниковой навигации).
Требования оснащения аппаратурой спутниковой навигации распространяются на все автомобильные транспортные средства (в том числе иностранные), осуществляющие транспортировку древесины по территории Российской Федерации.
Приказом Минприроды России от 21.02.2022 № 121 утвержден Порядок оснащения транспортных средств, на которых осуществляется транспортировка древесины (в случае ее транспортировки автомобильным транспортом), и техники, используемой при тушении лесных пожаров, техническими средствами контроля, их виды, требования к их использованию и порядок их функционирования.
Услуги предоставляются АО «ГЛОНАСС» (оператор ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС»).
Аппаратура спутниковой навигации предусматривает наличие персональной универсальной идентификационной карты абонента, содержащей профиль сети подвижной радиотелефонной связи, обеспечивающей функционирование ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС».
Также навигационная информация поступает в Федеральную государственную информационную систему лесного комплекса (далее - ФГИС ЛК) через ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС».
Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» установлено требование использования федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации» (далее - ЕСИА) в целях идентификации пользователей услуг связи и передачи навигационной информации. Для соблюдения указанных норм организациям, зарегистрированным в иностранных государствах, для транспортировки древесины автомобильным транспортом через территорию Российской Федерации необходимо открывать филиал иностранного юридического лица в Российской Федерации с последующей регистрацией в ЕСИА.
Учету подлежат древесина и продукция ее переработки, перечни которых утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.06.2014 № 1047-р в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Учитывая вышеизложенное, с 1 января 2025 года необходимо оснащать аппаратурой спутниковой навигации автомобильный транспорт, в том числе зарегистрированный в иностранных государствах, используемый для транспортировки древесины, входящей в Перечень, по территории Российской Федерации.
Вступили в силу изменения в КоАП РФ, устанавливающие административную ответственность за правонарушения в сфере оборота древесины
С 01.01.2025 вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ), устанавливающиеадминистративную ответственность за правонарушения в сфере оборота древесины.
В частности, статьей 8.28.1 КоАП РФ введена административная ответственность в виде штрафа:
- за транспортировку древесины или продукции ее переработки автомобильным транспортом, не оборудованным техническими средствами контроля;
- нарушение требований к размещению и характеристикам складов древесины, в том числе в части оборудования их средствами фиксации транспортных средств, осуществляющих доставку древесины на такие склады, а также порядка внесения сведений о складах древесины в государственный лесной реестр;
- непредставление сведений о местоположении объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, о производственных мощностях таких объектов, их владельцах, либо представление заведомо ложных сведений в государственной лесной реестр;
- непредставление сведений о поступлении древесины на объект лесоперерабатывающей инфраструктуры и ее переработке в федеральную государственную информационную систему лесного комплекса.
Также КоАП РФ дополнен статьей 8.28.2, предусматривающей административную ответственность за нарушение запрета на пребывание в лесах с машинами (в том числе самоходными машинами, другими видами техники) и оборудованием, предназначенными для рубки и транспортировки лесных насаждений, если отсутствуют законные основания для осуществления рубок. Кроме того, устанавливается административная ответственность за нарушение установленного лесным законодательством требования реализации древесины на организованных торгах.
Сроки оказания медицинской помощи
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2024 № 1940 утверждена программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.
Согласно данному акту, срок ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме с момента обращения пациента в медицинскую организацию составляет не более 2 часов. Сроки ожидания приема врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами педиатрами участковыми с момента обращения в медицинскую организацию составляет не более 24 часов.
Приём узкими специалистами (окулистом, оториноларингологом, хирургом, неврологом и др.) должен быть организован не позднее 14 дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию. Время доезда до пациента бригад скорой помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме составляет не более 20 минут.
Важно отметить, что при подозрении у пациента онкологического заболевания или его наличия сроки оказания медицинской помощи составляют:
- в случае подозрения на онкологическое заболевание консультации узких специалистов для пациентов должны быть организованы не позднее 3 рабочих дней. Кроме того, не позднее 3 рабочих дней с момента постановки диагноза врач-онколог устанавливает диспансерное наблюдение за пациентом;
- в случае подозрения на онкологическое заболевание сроки проведения диагностических инструментальных и лабораторных исследований сокращаются до 7 рабочих дней со дня назначения исследований;
- не более 7 дней со дня установления диагноза (состояния) отводится для оказания плановой специализированной (за исключением высотехнологичной) медицинской помощи для пациентов с онкологическим профилем.
С 1 января 2025 года расширен перечень граждан, которым положена пенсия по потере кормильца
Согласно п.3 ст.8 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в случае гибели (смерти) военнослужащих в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее 3 месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы, гибели (смерти)вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, либо наступления смерти после окончания пребывания в добровольческих формированиях вследствие увечья(ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период пребывания в добровольческих формированиях, нетрудоспособным членам их семей назначается пенсия по случаю потери кормильца.
С 1января 2025 года к нетрудоспособным членам семьи отнесены также супруги военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) вследствие военной травмы, граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, погибших (умерших) вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, не вступившие в повторный брак, занятые уходом за детьми погибшего (умершего) кормильца, не достигшими возраста 23 лет и имеющими право на пенсию по потере кормильца, независимо от возраста, трудоспособности, выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», прохождения военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Аналогичные изменения внесены также в Федеральный закон от 28.12.2013№400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Обжалование определения об отмене судебного приказа
Приказное производство является упрощенной процедурой гражданского процесса. В порядке приказного производства рассматриваются бесспорные требования, закрепленные в ст. 122 Гражданского процессуального кодекса РФ и размер которых не превышает пятьсот тысяч рублей.
Судебный приказ по существу заявленного требования выносится в течение 10 дней со дня поступления в суд заявления о вынесении судебного приказа.
В течение десяти дней со дня получения приказа должник имеет право предоставлять возражения относительно его исполнения.
В соответствии со ст. 129 Гражданского процессуального кодекса РФ (действующей с 06.11.2024) заявление об отмене судебного приказа, поступившее в суд по истечении 10-дневногосрока, не рассматривается судом и возвращается должнику, за исключением случая, если он обосновал невозможность представления заявления в установленный срок по независящим от него причинам.
Заинтересованные лица вправе на определение об отмене судебного приказа подать частную жалобу по мотиву отсутствия уважительных причин представления должником заявления по истечении установленного срока.
Определение об отмене судебного приказа до 06.11.2024 не подлежало обжалованию.
Также с 06.11.2024 к заявлению о вынесении судебного приказа прилагается уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление взыскателем должнику копий заявления о вынесении судебного приказа и приложенных к нему документов.
Изменены правила приобретения сим-карт
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2024№1994 «Об утверждении правил оказания услуг телефонной связи и перечня организаций, имеющих право осуществлять подтверждения сведений об абоненте – физическом лице» изменены правила приобретения сим-карт.
Правила регулируют отношения между абонентом или пользователем услуг телефонной связи и оператором связи при оказании услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи в сети связи общего пользования, а также при оказании услуг подвижной радиосвязи, услуг подвижной радиотелефонной связи и услуг подвижной спутниковой радиосвязи в сети связи общего пользования.
Определен перечень организаций, имеющих право осуществлять подтверждение сведений об абоненте - физическом лице.
Установлено, что проверка сведений об абонентах - гражданах Российской Федерации, заключивших договоры об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи до1 апреля 2025 года, о пользователях - гражданах Российской Федерации абонентов - юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей, которым абонентские номера предоставлены такими абонентами в пользование до 1 апреля 2025 года, а также о количестве номеров, выделенных таким абонентам или пользователям услуг связи, осуществляется операторами связи в случае, если абоненту выделено или предоставлено в пользование в совокупности более 20 абонентских номеров.
Признается утратившим силу аналогичное Постановление Правительства Российской Федерации от 24.01.2024 №59.
Настоящее Постановление вступило в силу со дня его официального опубликования, т.е. с 10.01.2025 за исключением его отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу, и действует в течение 6лет со дня его вступления в силу.
Внесены изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве»
Соответствующие поправки содержатся в Федеральном законе от29.05.2024 №114-ФЗ, вступающим в силу с 25.05.2025.
Новеллы заключаются в создании специального реестра, куда будут включаться содержащиеся в банке данных исполнительных производств ФССП России сведения:
- о должниках по алиментам,
- о привлечении к административной и (или) уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетних детей, нетрудоспособных детей, достигших возраста 18 лет; нетрудоспособных родителей и (или) объявленных судебным приставом-исполнителем в розыск.
Реестр войдет в состав банка данных исполнительных производств ФССП России.
О включении (исключении) сведений о должнике в реестр последнего будут извещать в течении суток с момента включения в реестр соответствующих сведений (исключения из него).
Еще одно новое положение касается возможности получения ФССП России в автоматическом режиме актуальной информации о трудоустройстве должника у органов государственной власти, иных органов, государственных внебюджетных фондов, организаций с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Вступают в силу нормы о противодействии формированию просроченной задолженности по заработной плате
Федеральным законом от 08.08.2024 №268-ФЗ внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации.
С 01 марта 2025 года глава 21 «Заработная плата» Трудового кодекса РФ дополняется ст. 158.1 «Основные направления противодействия формированию просроченной задолженности по заработной плате в Российской Федерации», которая вводит следующие нормы.
Противодействие формированию просроченной задолженности по заработной плате осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с участием государственных внебюджетных фондов, а также профессиональных союзов, их объединений и работодателей, их объединений по следующим направлениям:
1) принятие профилактических мер, направленных на недопущение формирования просроченной задолженности по заработной плате, в том числена выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих ее формированию, мониторинг просроченной задолженности по заработной плате;
2) привлечение работодателей к ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы в порядке, установленном законодательством;
3) содействие реализации мероприятий по погашению просроченной задолженности по заработной плате;
4) проведение разъяснительной работы с участием сторон социального партнерства по вопросам обеспечения трудовых прав работников.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления участвуют в противодействии формированию просроченной задолженности по заработной плате в пределах своей компетенции.
В целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, а также профессиональных союзов, их объединений и работодателей, их объединений по противодействию формированию просроченной задолженности по заработной плате в субъектах Российской Федерации высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации формируются межведомственные комиссии субъектов Российской Федерации по противодействию формированию просроченной задолженности по заработной плате.
Межведомственные комиссии не наделяются полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Порядок формирования и деятельности таких межведомственных комиссий и порядок принятия ими решений определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
С 1 июня 2025 года вступает в силу закон о противодействии финансированию экстремистской деятельности
Внесены поправки в целый ряд законодательных актов с целью включения в сферу законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма направления, связанного с противодействием финансированию экстремистской деятельности.
Закон закрепляет понятие "финансирование экстремистской деятельности".
Расширен перечень оснований для включения организаций и физических лиц в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности.
Федеральный закон от 28.12.2024 N 522-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Граждане, продающие жилые помещения для последующей их передачи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, освобождаются от НДФЛ.
В 2024 году по инициативе прокуратуры Томской области принят Закон Томской области от 15.07.2024 № 59-ОЗ, направленный на снижение налоговой нагрузки на граждан, желающих продать имеющиеся в собственности квартиры органам государственной власти или органам местного самоуправления с целью последующей их передачи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также гражданам, проживающим в аварийном жилом фонде.
Так, согласно действующему налоговому законодательству общий срок владения недвижимостью, необходимый для освобождения от уплаты налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) при продаже жилого помещения, составляет 5 лет с момента его приобретения.
Региональным законом данный срок сокращен до 1 месяца. Таким образом, в Томской области граждане освобождаются от уплаты НДФЛ, если они, владея жильем не менее 1 месяца, решили его продать органам государственной власти или органам местного самоуправления для дальнейшего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также гражданам, проживающим в аварийном жилом фонде.