Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Администрация Верхнекетского района
официальный сайт

По теме о главном

Потребители за честные финансовые услуги

В повседневной жизни все мы постоянно выступаем в качестве потребителей - приобретаем необходимые товары и продукты питания, обращаемся в службы быта, ездим на транспорте, пользуемся коммунальными и медицинскими услугами и т.п. При этом бывает, что наши права нарушаются, и никто не может быть от этого застрахован. Для того чтобы защитить себя при реализации своих прав, необходимо знать эти права.

С момента вступления в действие Закона РФ "О защите прав потребителей" прошло уже много лет. За это время суды и специальные государственные органы, уполномоченные защищать права потребителей, накопили значительную практику его применения. Она свидетельствует о том, что основные положения Закона о защите прав потребителей обеспечивают охрану и реализацию фундаментальных прав потребителей: право на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, право на безопасность жизни и здоровья, право потребителей на информацию, право на государственную и общественную защиту прав потребителей, право на объединение потребителей в добровольные общественные организации и др.

Законом о защите прав потребителей урегулированы наиболее важные и принципиальные вопросы в отношениях, складывающихся между изготовителями, импортерами, продавцами товаров, исполнителями работ (услуг), уполномоченными изготовителем (продавцом) организациями или уполномоченными изготовителем (продавцом) индивидуальными предпринимателями, с одной стороны, и гражданами-потребителями - с другой. Основной целью специального законодательства о защите прав потребителей является закрепление механизмов, позволяющих обеспечивать охрану прав граждан на потребительском рынке.

Многие потребители страдают от необоснованных и неправомерных действий продавцов именно в ситуациях, когда хотят вернуть или обменять товар надлежащего качества.

Если речь идет о товарах ненадлежащего качества, продавец хотя бы пытается решить ситуацию и рассмотреть возможные варианты, однако когда потребитель основывает свой возврат товара словами "не нравится", "не подходит", то количество незаконных отказов со стороны продавца (изготовителя) возрастает в значительной степени. При этом продавцы (изготовители) умудряются создавать свои, абсолютно не подтвержденные законодательством правила и доводить их до сведения покупателей всеми возможными способами, тем самым вводя их в заблуждение. Нередки случаи, когда продавцы незаконно сокращают сроки, установленные для возврата или обмена товара, обуславливают такой обмен (возврат) наличием дополнительных (не предусмотренных законом) условий или иным образом нарушают права потребителей.

Во избежание таких ситуаций необходимо заранее знать, какие именно права предоставлены потребителю в ситуациях возврата и обмена товаров надлежащего качества Законом о защите прав потребителей.

Согласно Закону о защите прав потребителей косвенно выделяются две большие группы прав, предусмотренных для покупателей.

Первая группа - права, которыми обладает покупатель в процессе выбора товара, т.е. до приобретения товара либо непосредственно в момент покупки. Эти права в равной степени распространяются на всех покупателей.

Вторая группа - права, которые можно реализовать лишь в случае приобретения товара.

Правильно применить статьи закона, разобраться в спорных  ситуациях, составить претензию и стать иногда связующим звеном между продавцом и потребителем помогает главный специалист отдела Наталья Геннальевна Ефимова.

Жалобы поступают как со стороны потребителей, так и хозяйствующих субъектов. Ежегодно количество обращений увеличивается, радует то, что больше стало поступать звонков от потребителей для получения консультации правильного применения закона.

За 2010 год  составлено 20 претензий дано  200 консультаций, 2 заявления направлены в суд. 

Основные нарушения законодательства, допускаемые со стороны хозяйствующих субъектов в сфере защиты прав потребителей:

В сфере продажи продовольственных товаров населению потребители обращали особое внимание на следующее:

  • продажа товара ненадлежащего качества;
  • продажа продуктов питания после окончания срока годности;
  • отказ в продаже необходимого количества весового товара;
  • отсутствие книги жалоб и предложений;
  • расхождение цены на ценнике товара и в кассовом чеке.

В сфере продажи непродовольственных товаров населению потребители обращали особое внимание на следующее:

  • продажа товара ненадлежащего качества;
  • отказ обменять некачественный товар или вернуть деньги;
  • отказ поменять товар в течении 14 дней, который не подошел по размеру;
  • предоставление недостоверной информации о товаре;
  • непредоставлена информация о свойствах товара.


Не уменьшилось число обращений, связанных с приобретением сложной бытовой техники, в том числе продажа мобильных телефонов, стиральных машин, холодильников, потребители обращались со следующими вопросами:

  • продажа товар ненадлежащего качества;
  • неправомерный отказ в удовлетворении требований потребителя;
  • нарушение сроков проведения проверки качества товаров;
  • нарушение сроков удовлетворения требований потребителей о замене товара или возврата его стоимости;
  • нарушены сроки ремонта товара;
  • отказ обменять некачественный товар или вернуть деньги;
  • включение в договор условий, ущемляющих права потребителей по сравнению с правилами, установленными законодательством о защите прав потребителей;


В сфере оказания бытовых услуг потребители обращают внимание на следующее:

  • выполнение работы (оказание услуги) с недостатками;
  • нарушение сроков исполнения работы (услуги);
  • нарушение сроков удовлетворения претензий потребителей.


В 2010 году поток жалоб поступал на некачественную установку пластиковых окон и дверей местных товаропроизводителей. Согласно Федеральному закону от 22.05.2003 №54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении определенных видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать определенные сведения. Отсутствие подтверждающих документов на руках потребителей осложняет процедуру   разрешения спорных вопросов качества товаров и предоставляемых услуг, необходимо требовать данные документы.   

Хотелось бы еще обратиться к потребителям при покупки технически сложных товаров, не делайте поспешных решений, внимательней читайте всю информацию о товаре т.к данный вид  товаров  надлежащего качества обмену и возврату не подлежат. В основном поступают обращения на приобретенные сотовые телефоны, микроволновые печи, потребители начинают пользоваться приобретенным товаром и понимает,  что он не выполняет те или иные функции.   Вас при покупке никто не торопит и платите вы свои деньги.

Достаточно поступает жалоб на приобретенные продовольственных товаров с просроченным сроком реализации, сомнительного качества. Для эффективной работы по данным обращениям необходимо письменное обращение, что потребители отказываются делать. А ведь некачественные продовольственные товары представляют угрозу жизни человека.

Обращения граждан на те, или иные нарушения помогают нам в нашей работе так как на территории района в сфере потребительского рынка занято 406 субъектов малого и среднего предпринимательства. Действует 194 магазина, 31 объект мелкорозничной торговли, и контролировать работы данных объектов на всей территории района очень тяжело.

Со всеми  вопросами, претензиями Вы можете всегда обращаться
в администрацию района в  отдел по поддержке и развитию предпринимательства, тел. 2-26-72.

Цена хлеба 

Хлебопеки района с 24 января подняли цены на хлеб в среднем  на 11%, что связано с рядом обоснованных объективных причин.

В нашем районе хлебопечением занимается 8 индивидуальных предпринимателей т.е. три пекарни в п.Белый Яр, две в п.Сайга и по одной пекарни в поселках Клюквинка, Катайга, Степановка. В год пекарни выпекают около 357,6 тонн хлеба и хлебобулочных изделий это 15 наименований.  В 2003 году между Администрацией Томской области и хлебопроизводителями было достигнуто соглашение о сдерживание цен на социальные сорта хлеба. В нашем районе выпускается в основном социальный хлеб т.е. 1 и 2 сорта, последний подъем цены на хлеб был в апреле 2008года, что было связано с резким ростом цены на муку, в тот момент ее стоимость  доходила до 9 тыс.рублей за тонну. 

Рост цены на хлеб в 2011году связан с резким подъемом стоимости всех сырьевых составляющих, а прежде всего муки. В себестоимости хлеба она занимает 50-52%. По данным Департамента тарифного регулирования и государственного заказа за 11 месяцев 2010 года цена на муку первого сорта на предприятии  ОАО АК «Томские мельницы» (это главный поставщик наших хлебопеков) увеличилась на  42%, ржано-обдирная на 58%.  Доставка  муки в наш район осуществляется по железной дороге, а это ж/д тариф который тоже растет.

С 2011 года увеличился размер страховых взносов. Для субъектов предпринимательства применяющих общую систему налогообложения, - с 26% до 34%. Для предпринимателей применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) и единый налог на вмененный доход (ЕНВД), - с 14% до 34% в 2,5 раза.

С  2011 года тарифы на электроэнергию фиксированными останутся только для населения, для юридических лиц продажа электроэнергии будет осуществляться по свободным,  не регулируемым государством ценам.

Все эти факторы стали основополагающими в повышение цены на хлеб во многих регионах. В районах Томской области  рост цены на хлеб начался с декабря 2010 года,  Администрация нашего района совместно с предпринимателями пришли к соглашению о повышении стоимости хлеба с 24 января 2011 года.

Что касается планки, за которую важно не перешагнуть, то хочу напомнить, что с введением в действие федерального закона о государственном регулировании торговой деятельности в РФ от 28 декабря 2009 года №381 и постановления Правительства РФ от 15 июля 2010 года №530, на территории России утвержден перечень социально значимых видов продовольственных товаров (хлеб, мясо птицы, молоко, масло сливочное, подсолнечное, яйца, мука, крупы, картофель капуста и другие, всего 24 наименования). Проводя еженедельный мониторинг цен  на эти продукты, и в случае их роста более чем на 30% в течение месяца, вводится регулирование ценообразования  на срок не более 90 календарных дней. Выявленные факты необоснованного роста цен передаются в прокуратуру и антимонопольный комитет.

Во избежание таких мер в 2009 году было подписано Соглашение о сотрудничестве по ценообразованию на продукты первой необходимости для населения Верхнекетского района между Администрацией района, товаропроизводителями и предпринимателями занимающиеся розничной торговлей в районе.Специалистами Администрации района, прокуратуры, Роспотребнадзора проводятся проверки торговых точек по соблюдению предпринимателями торговой надбавки, в нашем районе она не превышает  30%.